При командировании большого числа сотрудников в другой город на срок более 30, возникает ли обособленное подразделение?

Организацией планируется выполнение ремонтно-строительных работ (ремонт стационарных котлов, резервуаров, турбин и т.п.) в другом городе России в течение 2012 года. Для этого планируется направлять в командировку работников разных цехов и подразделений на различные сроки, в том числе и более 30 дней. Договор заключается между субподрядчиком (организацией) и подрядчиком, работы будут выполняться на территории заказчика.

Возникает ли у организации обособленное подразделение?

ОТВЕТ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Выполнение соответствующих работ командированными сотрудниками субподрядчика на объекте заказчика влечет создание обособленного подразделения только в том случае, если субподрядчиком будут созданы стационарные рабочие места.

Наличие в договоре субподряда указаний на то, что создание всех необходимых условий для выполнения подрядных работ возложено на заказчика или подрядчика, может свидетельствовать о том, что субподрядчиком не создается обособленное подразделение.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Используемые в НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). Специального определения понятия "рабочее место" НК РФ не содержит. Следовательно, под рабочим местом в целях применения ст. 11 НК РФ следует понимать место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Таким образом, возникновение обособленного подразделения организации НК РФ связывает с наличием следующих критериев:

  • территориальная обособленность;
  • наличие стационарных (созданных на срок более 1 месяца) рабочих мест, оборудованных вне места государственной регистрации организации;
  • ведение деятельности через это подразделение;
  • осуществление работодателем контроля рабочего места.

Под территориальной обособленностью структурного подразделения организации подразумевается его расположение географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение признается территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 N А26-11293/2005, ФАС Поволжского округа от 21.10.2004 N А65-7203/2004-СА2-34).

Под оборудованностью рабочего места в правоприменительной практике понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 N А26-11293/2005 и от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2006 N Ф08-6161/06-2552А).

При этом сама по себе форма организации работ (в частности, направление работников в командировку) и срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения в целях определения необходимости постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2006 N Ф08-6161/06-2552А, ФАС Уральского округа от 09.01.2003 N Ф09-2799/02АК).

Из этого можно сделать вывод, что критериями для признания подразделения организации обособленным являются, в частности, контроль работодателя за рабочим местом, где работник осуществляет свою трудовую функцию, а также наличие стационарных рабочих мест, оборудованных работодателем.

Таким образом, если объекты (место выполнения работ), куда командируются работники, не создаются и не оборудуются самим работодателем (субподрядчиком), а принадлежат Заказчику, который и создает условия, необходимые для выполнения работ, самостоятельно оборудуя рабочие места (то есть создает стационарные рабочие места), и работодатель не осуществляет контроль за рабочим местом, то такая деятельность организации-субподрядчика не приводит к созданию обособленного подразделения.

В отдельных случаях конкретные обстоятельства позволяют судам делать вывод о том, что само по себе выполнение работ по договорам подряда вне места нахождения организации может и не повлечь создания обособленного подразделения (постановления ФАС Московского округа от 29.01.2008 N КА-А40/14894-07, ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2006 N А05-3741/2006-29). Если же деятельность подрядчика (субподрядчика) связана с оборудованием стационарных рабочих мест, то она приводит к созданию обособленного подразделения (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.10.2006 N Ф08-5421/06-2277А, от 15.11.2007 N Ф08-7531/07-2517А, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 15АП-4108/11).

Для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения по месту осуществления организацией деятельности налоговыми органами учитываются существенные условия рассматриваемых договоров, заключенных между организацией и ее контрагентом, характер отношений между организацией и ее работниками, а также другие фактические обстоятельства осуществления организацией деятельности вне места своего нахождения (смотрите письмо Минфина РФ от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67). Наличие в договоре подряда указаний на то, что создание всех необходимых условий для выполнения подрядных работ возложено на заказчика, может свидетельствовать о том, что подрядчиком не создаются обособленные подразделения (смотрите постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2010 по делу N А05-9705/2009).

При этом налоговые органы и Минфин РФ при разъяснении подобных вопросов также исходят из того, что в случае, если организация при осуществлении деятельности вне своего места нахождения направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ, но без создания стационарных рабочих мест, то обязанности по постановке на учет в налоговых органах по месту выполнения таких работ не возникает (смотрите, например, письма Минфина России от 25.12.2009 N 03-02-07/1-572, от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176, от 10.07.2008 N 03-02-07/1-271, от 08.08.2006 N 03-02-07/1-212, письмо УМНС по г. Москве от 17.10.2001 N 03-12/47635).

Таким образом, выполнение соответствующих работ командированными сотрудниками субподрядчика на объекте заказчика влечет создание обособленного подразделения только в том случае, если субподрядчиком будут созданы стационарные рабочие места.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

© 1989-2024
МОО «Московская ассоциация предпринимателей», Комитет по малому и среднему предпринимательству