Можно ли зачесть переплату по налогу на имущество за 2010 год, возникшую в связи с неприменением льготы (переплата в рамках бюджетной деятельности) в счет уплаты налога за текущий период?

При оплате налога на имущество в 2010 году учреждением не была применена льгота, в связи с чем и возникла переплата. Переплата образовалась в рамках бюджетной деятельности. В настоящее время учреждение является получателем субсидий.

Можно ли зачесть переплату по налогу на имущество за 2010 год в счет уплаты налога за текущий период? Или учреждение обязано вернуть переплату в бюджет?

ОТВЕТ

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Однако Налоговый кодекс РФ не регулирует вопросы о возможности проведения зачетов в счет предстоящих платежей по соответствующим налогам, образовавшихся в рамках разных видов деятельности.

Согласно п. 4.1 "Методических рекомендаций..." (Приложение к письму Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546, далее - Методические рекомендации) в сумме исходящих остатков, числящихся по соответствующим счетам аналитического учета счета 130300000 "Расчеты по платежам в бюджет", в составе входящих остатков бюджетного учреждения отражается его задолженность по перечислению в доход бюджета денежных средств, поступивших от дебиторов прошлых лет - по дебету счета 440130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" и кредиту счета 430305000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".

По факту формирования входящих остатков бюджетное учреждение уведомляет учредителя, в том числе о суммах входящих остатков по расчетам с бюджетом в части обязательств учреждения по перечислению в доход бюджета денежных средств, поступивших от дебиторов прошлых лет.

Таким образом, из содержания Методических рекомендаций следует, что дебиторская задолженность прошлых лет подлежит перечислению в доход бюджета.

Между тем в рассматриваемой ситуации бюджетным учреждением переплата по налогу на имущество была обнаружена уже после формирования входящих остатков, в том числе и по дебиторской задолженности. Соответственно, данная информация не была своевременно отражена в регистрах бухгалтерского учета и в информации, предоставленной учредителю.

По нашему мнению, данный факт вовсе не означает, что у бюджетного учреждения в такой ситуации отсутствуют обязательства по перечислению выявленной дебиторской задолженности прошлых лет в доход соответствующего бюджета. Несмотря на то, что сумма переплаты выявлена только в текущем году, переплата по налогу на имущество имела место в то время, когда учреждение финансировалось за счет средств федерального бюджета, а соответственно, такие суммы должны быть перечислены в бюджет.

Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Предоставление бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, заключаемого между учреждением и органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений.

По общему правилу погашение текущей кредиторской задолженности (в том числе и по налогам) учитывается при расчете нормативных затрат на оказание учреждениями муниципальных услуг. Соответственно, и погашение текущей задолженности, должно производиться за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Таким образом, с одной стороны, налоговое законодательство предусматривает возможность проведения зачета излишне уплаченного налога, с другой стороны действующее законодательство не предусматривает механизмов возмещения расходов произведенных в рамках выполнения госзадания за счет бюджетных средств.

В такой ситуации, по нашему мнению, бюджетному учреждению, целесообразно истребовать дебиторскую задолженность прошлых лет, образовавшуюся в рамках бюджетной деятельности, для перечисления в доход бюджета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

© 1989-2024
МОО «Московская ассоциация предпринимателей», Комитет по малому и среднему предпринимательству